Фильмы. Спектакли. Мюзиклы.
Пт, 24 ноября 2017Пт
$ 58.46
69.18

"На пределе" - террором против террора

28.06.2017
Киноработа известного турецко-немецкого режиссера Фатиха Акина "На пределе" - одна из самых заметных лент 39-го ММКФ. Фильм - на острую сегодня тему: Европа - терроризм. Но речь идет не о терроризме исламистском, как мы привыкли воспринимать происходящие там, да и в России, трагедии с гибелью ни в чем не повинных людей, а терроризма совсем иного рода. Европейского. Террора, тесно связанного со всплеском национализма, переходящего в шовинизм, "заваренного" на ненависти не просто к "чужакам", а конкретно - к мусульманам. Еще точнее - национализма, неофашизма в Германии.

Заметим, что оригинальный фашизм и государственный террор середины 30-х годов в этой стране был направлен, как известно, прежде всего против евреев и прочих "неполноценных и народов", размножившихся к востоку от Третьего рейха. Сейчас терроризм питается ненавистью к мусульманам (арабам, туркам...) и пытается использовать эту проблему для завоевания преобладающих политических позиций в современной Германии.

Фильм Акина - демонстрация того, как продукт кинематографа может стать реальным препятствием на пути так называемых "нациков" к политическим верхам в современной цивилизационной стране. Его эффект, несомненно, способен сказаться на умонастроениях немалого числа немцев, да и европейцев в целом. В образе главной героини Кати (имя русское, но героиня картины - немка в исполнении актрисы Дианы Крюгер) сконцентрировано как переживаниях самого персонажа (она теряет сына и мужа в результате взрыва, устроенного семейной парой террористов) , так и реакция на него общества и государства. Парадокс в том, что общество, люди - несомненно на стороне пострадавшей (даже отец убийцы), но государство - в виде суда - вынуждено соблюдать нормы излишне терпимого к потенциальным преступникам закона. Убийцы объявляются судом "невиновными" только на том основании, что "есть сомнения в их вине", что обязывает блюстителей закона трактовать их в пользу обвиняемых - несмотря на яркие свидетельства и доказательства вины последних.

Таким образом женщина - жертва (террористов и суда?) берет в свои руки как собственную судьбу, так и проблему развязывания юридических тупиков. В конечном счете, она приходит к фатальному решению - взрывает себя и их (или себя вместе с ними) в отдаленном месте, где нет риска невольно забрать еще чью-то жизнь.

Если мыслить и судить категориями действующих законов и юридических терминов, то эта женщина становится "террористкой-шахидкой".  И внешне это так и есть. По существу - тоже. Проблема, однако, в том - как "делаются" такие "террористы"? Как срабатывает механизм сотворения их беспредельщиками-убийцами, с одной стороны, и государством - с другой. Таким образом, проблема усложняется: терроризм переходит в новое качество - в виде ответного террора. Вот почему в отношении террористов в цивилизованных странах не должны действовать общепринятые "сверх-гуманитарные" нормы и подходы - хочет сказать зрителям автор картины Фатих Акин. Ненаказанный государством убийца может быть наказан иным способом - его жертвами.

Примечательно, что картина Акина была показана ранее во Франции - на 70-м каннском фестивале, но успеха там не имела. Более того, пресса, как сговорившись, назвала фильм - "тенденциозным". Зрительский рейтинг - согласно подсчетам журнала Screen - оказался не лучше: "На пределе" (In the Fade) получил лишь 1,6 балла из 4 возможных.  

Таким образом, режиссеру, эмоционально рассказавшему эту жесткую историю о женщине, решившейся на экстремальное мщение за гибель близких, пришлось столкнуться с проблемой ценностного восприятия. Оказалось, что в большинстве своем европейский зритель не готов согласиться с теорией "око за око". А возможно, широко внедряемые в сфере образования и воспитания антиэкстремистские меры уже начинают доказывать свою эффективность. (Уточним: во Франции, в частности, работает несколько соответствующих программ Минобразования и науки. Программы предусматривают распространение антитеррористической информации через систему учебных заведений, начиная со школьных СМИ, специальную подготовку в этой связи педагогического состава, а также развитие исследований в сфере изучения радикализации населения, противодействия этому и популяризацию темы ценностей европейской культуры.)



Инна Шумилина, ИСКРАН
Loading...