Россия в современном мире

 Экспертно-аналитический портал
Ср, 22 ноября 2017Ср
$ 59.46
69.82

История ближневосточных конфликтов (курс лекций)

17.08.2017

УДК 327 

 

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего       

    образования «Государственный академический университет гуманитарных наук»

 

                                                Факультет мировой политики

                                                Направление – «Зарубежное  регионоведение»                

 

Методическая и тематическая разработка курса лекций                      профессора кафедры регионоведения, 

        доктора политических наук Шумилина А.И. на тему

               «История ближневосточных конфликтов»

  

                                                                    Москва, 2017 г.

 

 

 

Лекция I.  Тема: «Ближневосточный» как особый тип конфликта

Задача: Показать отличие «ближневосточного» типа конфликтов от остальных типов, поскольку поведение вовлеченных в него сторон во многом отличается от поведения сторон в традиционном конфликте между государствами

В лекции формулируется главная мысль, которая пройдет «красной нитью» через весь курс: войны, происходившие на территории современного Ближнего Востока в период до падения Византии под напором турок-османов в 1453 году справедливо отнести к разряду в основном традиционных - «завоевательских», когда стороной-инициатором (агрессором) двигали расчеты прежде всего территориального, экспансионистского характера, «обустройства жизненного пространства», продвижения одной из трех монотоистических религий  (иудаизма, христианства, ислама); собственно ближневосточный тип конфликтов появляется с падением Византии и установления доминирующего положения ислама на всем протяжении восточной и западной частей современного ближневосточного региона. 

Это войны не столько за территории (данный фактор вторичен или не присутствует совсем), сколько за выживание той или иной религии (или направления внутри религии, например, в исламе –  между суннитами и шиитами), за утверждение достоинства последователей той или иной религии, наконец, за экспансию и пространственное преобладание той или иной религии (не сопровождаемое завоеванием новых территорий) – вне, говоря современным языком, реалистичных геополитических расчетов. 

Религиозным знаменем прикрывались не только внешние походы и войны с соседями, но и межклановое соперничество внутри государственных образований. И тем не менее, это не просто категория «религиозных войн». Особенно отчетливо это проявилось в XX-м столетии, когда религиозный фактор в регионе минимизировался, а на передний план вышел фактор «арабского национализма».  Длившееся десятилетиями военное противостояние с Израилем показало, что «ближневосточный конфликт» - это не только про религию, это «противостояние ради идеи» - как религиозной, так и вполне светской.

Лекция II. Тема: «Цивилизационные основы внешней политики: религиозные посылы»

Задача:  Дать представление об основных элементах формирования внешней политики государств при различных цивилизационных основах и политических режимах.

Внешняя политика любого государства состоит из двух основных компонентов: геополитического (силового) и ценностного (отражающего  мировоззренческую основу общества). Первый компонент часто представляется и трактуется в терминах «интересы» или «государственные интересы». Соотношение этих двух составляющих определяется характером политического режима в стране. В условиях демократии оба компонента как правило равнозначны (равновелики) в мирное время. В условиях же напряженности и необходимости реагирования на внешние угрозы второй («ценностный») компонент часто становится ограничителем для первого (прежде чем принять решение о проведении силовой операции за пределами границ, правительство должно взвесить ее цену в возможных потерях человеческих жизней и в материальных затратах, о которых придется отчитываться перед обществом).  В диктаторских режимах преобладает установка «личность и общество должны приносить себя в жертву интересам и потребностям государства, олицетворяемого в персоне национального лидера». Ценностная (мировоззренческая) составляющая обычно выдержана в духе «естественной обязанности гражданина подчинять свои потребности нуждам государства». В авторитарных режимах лидеры, как правило, не полностью игнорируют ценностную составляющую, выраженную и представленную в роли  общественного фактора при принятии внешнеполитических решений, но прилагают усилия для ее минимизации посредством воздействия на ее формирование в нужном направлении средствами убеждения (пропаганда) или репрессий. 

Связь по линии «личность-общество-государство» в первую очередь определяется особенностями религиозных догм и императивов.  Иудаизм и христианство (католицизм и протестантство с проповедуемыми ими центральностью человеческой личности и прав человека) составляют важную базу для мировоззрения, диктующего предпочтительность демократических систем правления. Православие скорее склоняет к авторитарно-диктаторским системам с его восприятием правителя как «помазанника Божия», неподотчетного народу («Отец народу»). Ислам и вовсе навязывает догматы, диктующие обязанности мусульман беспрекословно выполнять предписания Корана,  который,  осуждая попытки придания святости земным правителям, тем не менее навязывает общее видение мироздания («Ислам должен воцариться во всем мире») и тем самым предопределяет направление движения политической мысли правоверных. 

Лекция III. Тема: «Арабские халифаты versus иудеев и христиан»

Задача:  Дать представление о понятии «халифат» и показать историю его эволюции на протяжении полутора тысячелетий. ИГИЛ – это возвращение к средневековью.

Считается, что первый халифат («государство ислама») создал сам пророк Мухаммед, перебравшись из Мекки в Медину (середина VIIвека).  В VIII веке начинаются завоевательские походы мусульман – расширение халифатов (Аббасидский, Омейядский, Кордовский). В средние века власть над арабскими халифатами устанавливают турки, создав Оттоманскую империю (халифат), просуществовавшую до 1922 года (конец Первой мировой войны).

Понятие «Халифат» - трактовка современных (умеренных ) элит арабских монархий и радикалов. Позиция  группировки «Братьев-мусульман».

Лекция IV. Тема: «Еврейский вопрос» в Европе, России и США.  Появление сионизма.

Задача: Показать историю появления и развития «еврейского вопроса», его роль в общественной и политической жизни Европы и России. Акцентировать внимание на частых искажениях этой проблемы.

После разрушения римлянами Второго иудейского храма в Иерусалиме (70-й год н.э.) евреи вынуждены искать убежище за пределами разгромленных иудейских царств, «Эрец Исраэль» (впоследствие территория получает название «историческая Палестина»). Преобладающее направление их миграции – через Египет и Северную Африку в Европу.  Наибольшая концентрация евреев формируется в странах Европы, где создается диаспора с рядом духовных центров (например, в Нидерландах), но при сохранении памяти  и непременном почитании «святости Иерусалима».  1492-й год – изгнание евреев из Испании.  Христофор Колумб (маран, скрытый иудей) открывает Америку.  В Европе же нарастает религиозный антисемитизм, преследование евреев. Им запрещается «оседать на земле» (владеть землей и работать на ней), а также входить в «высшие слои общества» (аристократию).  Евреи в Европе обречены на труд ремесленника, торговца, ростовщика.  Одновременно они заявляют о себе в областях искусства и науки.  Но с наступлением промышленной революции и формированием зачатков капиталистических отношений евреям суждено оказаться главными выгодополучателями. Они богатеют на росте торговли и финансовых оборотов, появляются банки, мануфактуры – вовлеченные в эти сферы евреи богатеют быстрее всех. И тем самым подстегивают чувства зависти и ненависти к себе со стороны «местных христиан».

Король польский Казимир III Великий (Королевства польского и Княжества литовского) приглашает к себе евреев для «создания и развития экономики» своей страны (середина XIVвека).

Об особом отношении Петра Первого к евреям – как результат его «Великого посольства» в Европу в конце XVIIвека. Попытки привлечь евреев из Европы для реформирования России. Сдерживающий фактор – «глубинный российский антисемитизм».  После смерти Петра:  евреи вынужденно попадают под власть Российской империи – в результате трех разделов Речи Посполитой между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией.  «Черта оседлости», погромы.

Антисемитизм в Европе – «дело Дрейфуса» во Франции. Базельский конгресс – создание Всемирной сионистской организации.  Декларация Бальфура о создании еврейского очага в Палестине. На рубеже XIXиXX веков образованные еврейские активисты в России раскалываются по вопросу: оставаться ли в России и делать там революцию или эмигрировать в Палестину для создания своего государства.  Появляется мощная волна еврейских поселенцев в Палестине (тогда еще части Османской империи)из России. Большинство из них охвачены энтузиазмом строительства «справедливого общества» - социализма. 

Лекция V.  Тема: Ближний Восток – зона военно-политического соперничества США и СССР

Задача: Показать роль США и СССР в создании государства Израиль,  причины арабо-израильских войн, важной характеристикой которых изначально было опосредованное (через локальных союзников и партнеров) противоборство США и СССР на протяжении холодной войны. 

Роль США и СССР в создании государства Израиль, их политико-стратегические расчеты. Война за независимость Израиля (1948-1949 гг), активная помощь еврейскому государству со стороны СССР.  США «раздираются» между Израилем и арабскими странами, освобождающимися от колониальной зависимости от Франции и Великобритании, т.е. по сути – между «геостратегией» (диктующей ставку на арабских союзников) и демократическими ценностями во внешней политике (поддержка Израиля). «Доктрина Эйзенхауэра», планы США по сколачиванию антисоветских блоков в регионе. 

Разворот СССР от Израиля к арабским странам, ставшим на путь «борьбы с империализмом-сионизмом и построения социализма» (Египет, Ирак, Ливия, Сирия, Алжир, Йемен).  «Шестидневная война» 1967 года создала новые реалии в регионе: позиции СССР начали ослабевать, что активно проявлялось на протяжении 70-х годов. Кэмп-дэвидские соглашения раскалывают «просоветский лагерь».  Все активнее заявляет о себе палестинский фактор: скатившиеся к радикализму (терроризму) в 70-е годы  палестинские группировки постепенно выходят на реалистические позиции признания государства Израиль (1988 год).  Военная операция международных сил против Ирака «Буря в пустыне» (январь – март 1991 г.) окончательно закрепляет тенденцию в арабском мире на преодоление арабо-израильского противостояния, на поиск политических решений. Мадридская конференция(ноябрь 1991 г.) под сопредседательством  США и СССР (Дж.Буш и Горбачев) .

Лекция VI. Тема: «Россия и США на Ближнем Востоке после холодной войны»

Задача: Показать плодотворность взаимодействия США и России на Ближнем Востоке, открывающиеся перспективы для продвижения экономических и политических интересов России в регионе.

Москва и Вашингтон совместно готовят палестино-израильские договоренности в Осло, создается «дорожная карта» в направлении создания самостоятельного палестинского государства рядом с Израилем. Под эгидой США заключается мирный договор между Израилем и Иорданией. Антитеррористический саммит в Шарм аш-Шейхе – провозглашаются объединенные усилия стран региона и ведущих мировых держав по борьбе стерроризмом. СССР восстанавливает дипотношения с Израилем, сближаясь с ним в контексте борьбы с терроризмом (особенно после второй чеченской войны в России). После терактов 11 сентября 2001 года в США борьбы с терроризмом становится также приоритетом внешней политики США. Складывается adhoc«тройка» государств, становящихся мотором в организации международных усилий по борьбе с терроризмом – США, Россия, Израиль.  

В арабском мире в 90-е годы Россия отходит от советской установки на противодействие США и переходит к принципу «экономика прежде всего». Для России открываются рынки арабских монархий Залива, заключаются контракты на поставки оружия в эти страны. Через экономические проекты Россия постепенно возвращается в Египет. Россия взаимодействует с США и НАТО по Афганистану (с ноября 2001 года). Вторжение США в Ирак в марте 2003 года не испортило отношений Вашингтона с Москвой. Эти отношения начинают омрачаться с 2004 года – сначала теракт в Беслане, а затем первый

Лекция VII.  Тема: «Ближний Восток: возвращение противостояния между Россией и США. «Арабская весна»

Задача: Выявить причины возвращения США и России к состоянию соперничества в регионе, проанализировать различия в подходе  Москвы и Вашингтона к феномену «Арабской весны»

С 2006 года обозначаются активные усилия России по восстановлению партнерских отношений со странами Ближнего Востока. Визиты Путина в регион в 2006-2007 гг воспринимаются как «возвращение России на Ближний Восток». Регион воспринимается как зона растущего геополитического интереса в контексте усиливающейся напряженности с США. Разразившийся с 2011 года процесс политических преобразований в арабских странах – «Арабская весна» - еще больше повысил внимание Москвы и Вашингтона к менявшемуся политическому ландшафту региона. Москва и Вашингтон принципиально по-разному воспринимают причины политических потрясений, стремясь предотвратить ослабление своих позиций там.

Приводится аналитический обзор развития событий в контексте «Арабской весны». В результате обозначается ослабление позиций США в Египте, на Бахрейне и в связи с сирийским кризисом в арабских монархиях Персидского залива в целом («нефтяная шестерка»). Обама пытается восстановить партнерство с «шестеркой», созвав саммит в Кэмп-Дэвиде в мае 2015 года.  Россия переходит к жесткой позиции по Сирии.

Особенности сирийского кризиса. Интерес и роль Ирана.  Позиция Москвы. Женевский процесс. Срывы договоренностей России с США  - взятие Алеппо. Новый переговорный формат в Астане. Попытки договоренностей между Путиным и Трампом в Гамбурге.

Возрастание фактора силы в политике администрации Трампа в регионе.  Особенности ближневосточной стратегии Трампа.  

Лекция VIII. Тема: Особенности «ближневосточного» конфликта сегодня. Феномен «ближневосточного» терроризма

Задача: Показать траекторию эволюции и нынешнее состояние «ближневосточного» типа конфликтов сегодня (на примере Сирии, Ливии, Йемена) – минимизация израильского фактора, усиление суннитско-шиитского противостояния

Налицо трансформация ближневосточного конфликта, но не изменение его по существу: сохраняется и даже расширяется-углубляется суннитско-шиитское противостояние, равно как и противостояние внутри Ислама - между относительно умеренным истеблишментом в суннитском и шиитском секторах против радикалов (главными выразителями которых остаются террористические группировки суннитского толка - "Аль-Каида" и ИГИЛ).  При этом собственно межгосударственных конфликтов ( за пределами государственных границ, за "жизненное пространство") не наблюдается (борьба идет за сохранение сфер влияния со стороны суннитских монархий в Сирии и Йемене и расширение этих сфер путем ставки на союзников-прокси со стороны Ирана). Нет борьбы за территории.

С началом "Арабской весны" эти традиционные конфликты дополняются типичными для неближневосточных конфликтов проявлениями внутригосударственного противостояния по социально-политическим критериям, переходящими время от времени в состояние гражданских войн.  

 

                               СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Наумкин В.В. Ближний Восток в мировой политике и культуре. Москва: ИВ РАН. 2011. 376 с.

2. Карасова Т.А. Израиль и США: Основные этапы становления стратегического партнерства 1948–2014. Москва: Аспект Пресс. 2015 г. 464 с.

3. Шумилин А.И. Политика США на Ближнем Востоке в контексте «Арабской весны». Москва: Международные отношения. 2015. 336 с.

4. Шумилин А.И. Роль израильского фактора в ближневосточной политике Вашингтона // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. № 2 (542). С. 32-47

5. Шумилин А.И., Макаренко Б.И., Малашенко А.В., Мирский Г.И., Бакланов А.Г., Мохова И.М., Шумилина И.В., Алиев Р.Р. Россия и «Новые элиты» стран «Арабской весны» - Возможности и перспективы взаимодействия // Рабочая тетрадь / Российский совет по международным делам (РСМД). Москва, 2013. Том V. 43 c.

6. Шумилин А.И. «Арабская весна» и стратегия США на Ближнем Востоке // В сборнике: Внешняя политика администрации Б. Обамы (2009-2012 гг.) / Ответственный редактор В. А. Кременюк; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук. Москва, 2012. С. 185-202.

7. Шумилин А.И. Энергетическая стратегия России и США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Москва: Международные отношения. 2008. 167 с.

8. Шумилин А.И., Литовкин В.А., Гукасян Г.Л. США на Большом Ближнем Востоке: доктрина Буша в действии // Российская академия наук, Институт Соединенных Штатов Америки и Канады. Москва, 2004.

9. Шумилина И.В. За кулисами обамамании: искусство убеждать американцев и мир. Москва: Русь-Олимп. 2011. 223 с.

10. Шумилина И.В. Фактор политического ислама в ближневосточной политике США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2014. № 7 (535). С. 87-95.

11. Шумилина И.В., Бабич Д.О. Влияние идеологических концепций на внешнюю политику США на Большом Ближнем Востоке // В книге: Россия на Большом Ближнем Востоке: энергоресурсы и политика / Шумилин А.И., Мирский Г.И., Гегелашвили Н.А., Шумилина И.В. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской академии наук. Москва, 2009. С. 176-198.

12. Dowty A. Israel / Palestine. Cambridge: Polity Press. Third Edition. 2012. 311 p.

13. Laqueur W., Rubin B. The Israel-Arab Reader. A Documentary History of the Middle East Conflict. London: Penguin Books. 2008. 626 p. 

14. Leveau R., Hammoudi A. Monarchies arabes. Transitions et dérives dynastiques. Paris: La documentation Française. 2002. 286 p.

15. Shumilin A.I., Shumilina I.V. Russia as a gravity pole of the GCC's new foreign policy pragmatism // The International Spectator. 2017. Т. 52. № 2. С. 115-129.

Александр Шумилин
Loading...