Россия в современном мире

Экспертно-аналитический портал
Пн, 10 августа 2020Пн
$ 0.00
0.00

Фактор пандемии во внешней политике Евросоюза

13.05.2020
УДК 327

Аннотация. В центре статьи проблема адаптации внешней политики Евросоюза к усло-
виям пандемии коронавируса в мире. Автор обращает внимание на то, что эпидемия порази-
ла страны ЕС в момент, когда новое руководство сообщества только приступило к рефор-
мированию основных институтов в духе провозглашённых приоритетов, главный из которых
– усилить роль Евросоюза на мировой арене. Программные установки («нарастить муску-
лы»), однако, столкнулись с новой реальностью, продиктованной пандемией, которая заста-
вила Брюссель вернуться к акценту на прежнюю политику «мягкой силы». Она сегодня реа-
лизуется в виде «дипломатии коронавируса», но в рамках ранее обоначенных стратегических
направлений. Повышенное внимание Брюссель обращает на ближайших соседей: стран –
членов Восточного и Южного партнёрств и на Западные Балканы. Ставка на «мягкую силу»
в виде гуманитарной и финансовой помощи не снимает с повестки проблему соперничества
ЕС, например, с Россией и Китаем, проявившуюся, в частности, вокруг Сербии. В этом кон-
тексте представляется маловероятным, что призывы к солидарности в борьбе с пандеми-
ей окажут воздействие на нынешнее состояние отношений между Россией и Евросоюзом.

 Ключевые слова: Евросоюз, ЕС, пандемия, дипломатия коронавируса, внешняя политика,
Жозеп Боррель, фон дер Ляйен, Франция, Макрон, Меркель, медицинское оборудование, Сер-
бия, Россия.

Пришедшее в конце 2019 г. в брюссельские офисы новое руководство ЕС предложило
устами У. фон дер Ляйен именовать главный исполнительный орган не политической, а «гео-
политической комиссией», подчёркивая тем самым её новую повестку и новые приоритеты.
Важнейшим из последних названа необходимость «утверждения более сильной Европы в ми-
ре»1 через адаптацию Евросоюза к меняющимся условиям в сферах международной полити-
ки и мировой экономики, где всё заметнее генерируются основные угрозы и вызовы этому ев-
ропейскому сообществу. Для противостояния им брюссельскими геополитиками официально
взят курс на наращивание «жёсткой силы» (военного потенциала) наряду с развитием тради-
ционных инструментов внешней политики2. Однако неожиданный удар по европейскому про-
странству и населению был нанесён невидимым, но весьма грозным оружием, – пандемией
коронавируса. Для Европы потрясение, быстро превратившее континент в эпицентр распрост-
ранения эпидемии, оказалось столь мощным, что смешало планы и стратегии «геополитиче-
ской комиссии».

©
Шумилин Александр Иванович – доктор политических наук, главный научный сотрудник, руководитель центра «Европа – Ближний Восток» Отдела европейской безопасности, главный редактор Научно-аналитического вестника ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: mideast@bk.ru
Статья поступила в редакцию: 19.04.2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran220201421
1 A Stronger Europe in the World. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019- 2024/stronger-europe-world_en (дата обращения: 14.04.2020). 2 Borrell J. Embracing Europe’s Power. Project Syndicate. 08.02.2020. URL: https://www.project-syndicate.org/com mentary/embracing-europe-s-power-by-josep-borrell-2020-02 (дата обращения: 12.04.2020). Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2 Фактор пандемии во внешней политике Евросоюза Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №2 (15)
Стихия атаковала извне, но последствиями может стать появление и нарастание внут-
ренней дисфункции ЕС как проявление центробежных тенденций в отношениях между госу-
дарствами-членами. Запаздывание еврокомиссии с принятием комплексных мер в борьбе с
коронавирусом (16 марта, а эпидемия охватила континент ещё в конце февраля) лишь подсте-
гнуло негативную динамику.1 Многие политики в Италии и Испании упрекают Брюссель в
недостаточно оперативной реакции на их призывы о помощи; правящие партии в Венгрии и
Польше под предлогом чрезвычайного положения якобы злоупотребляют демократическими
нормами, вызывая негодование Европарламента, который грозит лишить депутатов этих стран
права голоса2. На критике ошибок правительств своих стран очки набирают националисты и
популисты справа и слева3. Борясь с кризисом, спровоцированным коронавирусом, новое ру-
ководство ЕС пытается одноврéменно предотвратить и производный от него кризис доверия
внутри союза. Последний, несомненно, способен повлиять на механизмы принятия коллек-
тивных решений в сфере внешней политики и даже блокировать их.

                           «Геополитическая» перестройка в ЕС
Невидимая вирусная волна начала захлёстывать европейский континент в феврале 2020
г., когда в Брюсселе полным ходом разворачивалась работа по отладке бюрократических ме-
ханизмов в расчёте на эффективное противодействие реальным вызовам интересам и безопас-
ности Евросоюза4. Среди них – сохраняющаяся на грани военного взрыва ситуация на восто-
ке Украины; приблизившийся к границам южной Европы новый поток беженцев из конфликт-
ных зон Ближнего Востока; едва приглушённая дипломатическими усилиями гражданская
война в Ливии при участии внешних сил; военные действия в сирийской провинции Идлиб и,
наконец, нарастающая напряжённость вокруг Ирана. Внутренние вопросы новая команда в
Брюсселе планировала рассматривать в более широком ракурсе – в увязке с проблемами из-
вне и в контексте предполагаемого усиления роли ЕС в мире.

 (Продолжение на оригинале http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/ru/arkhiv-zhurnala

Александр Шумилин, руководитель Центра «Европа-Ближний Восток» Института Европы РАН, доктор политических наук
Loading...