Россия в современном мире

Экспертно-аналитический портал
Ср, 19 декабря 2018Ср
$ 0.00
0.00

Израильское кино в Москве: всплеск эмоций

17.06.2009
В Москве, в кинотеатре «35 мм» проходит фестиваль израильского кино. Очень советуем не пропускать это мероприятие: национальный кинематограф страны, которой всего-навсего 60 с небольшим лет, явно активно развивается в последние годы. Кинематограф, который никоим образом нельзя назвать «кино мейнстрима» -- ввиду отсутствия мейнстрим-технологий и мейнстрим-денег – тем не менее, в последние годы завоёвывает всё больше зрительских симпатий и интереса. Оставаясь в параметрах тренда последних 20-25 лет – так называемого «плюралистического реализма» (расшифровывается впрямую – кино обо всём, что происходит вокруг сегодня) -- кинематограф Израиля, частенько именуемый «молодым» (если убрать поликорректность, читай -- «местечковым»), обнаруживает прогресс в умении впечатляюще и трогательно рассказать современные истории, выводя их из «ниш» национального сознания на наднациональные обобщения, одинаково интересные где бы то ни было – будь то проблемы, связанные с  глобализационными процессами или особенные, собственно израильские, затрагивающие «болевые точки» этой страны.

Главная героиня картины «Нудл» (режиссёр Айелет Менахеми) по имени Мири (блистательное исполнение роли актрисой Мили Авиталь), например, будучи стюардессой международных авиалиний, неожиданно сталкивается с вполне земной проблемой современной жизни где угодно – будь то Израиль, Франция или Латвия -- проблемой межцивилизационного общения. Как понять китайского ребёнка, за которого она по воле случая оказывается в ответе? Как помочь вернуться ему к матери на родину, встав перед выбором между нарушением должностных инструкций и велением сердца? Как справиться с чужими проблемами, в один миг ставшими твоими, если и сам ещё не оправился от потерь? Личная трагедия Мири – её слабость, но её сила – в умении сопереживать, в способности остро чувствовать боль других людей.

Другая киногероиня – пожилая Мирьям из картины «Династия Шварц» (режиссёрская работа Шмуэль и Амир Асфари) наоборот -- поначалу озабочена проблемами личностными. Её терзает мысль о том, как восстановить честь мужа, по собственной воле ушедшего из жизни и посему похороненного за пределами общего кладбища религиозного поселения. Как и предписано Торой, теперь он останется там навеки отверженным и одиноким. А ведь долгие годы он был уважаемым человеком -- главой и основателем этого поселения на оккупированных территориях. Раввинат же не позволяет Мирьям решить вопрос с её собственным захоронением рядом с мужем. Следование религиозным канонам создаёт немало сложностей и одновременно комических ситуаций обитателям поселения – нелегко, к примеру, бывшим русским «вписаться» в устоявшийся жизненный «пейзаж» и стать «своими». Мирьям, как давняя жительница поселения, постепенно оказывается вовлечена в чужие житейские передряги, где трагическое зачастую переплетается с комическим.

Герой нашумевшей уже картины «Вальс с Баширом» (режиссёр Ари Фольман) ищет путь к самому себе. Участие в событиях ливанской войны 1982 года и невольная косвенная причастность к кровавой трагедии в Сабре и Шатиле обрекли его на многолетние психологические страдания. Герой пытается преодолеть наваждение пугающего сна и шаг за шагом восстанавливает трагические события минувших лет. «Вальс с Баширом» -- картина эмоциональная, чрезвычайно личностная. Обращение к шокирующему материалу событий времён ливано-израильской войны – резне в палестинских лагерях беженцев под Бейрутом, осуществлённой отрядами фалангистов правого ливанского движения, явно не призвано утвердить выводы расследования международной комиссии. Контекст событий целиком опущен, а герой ленты, вновь и вновь переживая воспоминания о том, как боевики правых христианских группировок Ливана ворвались в лагеря и убили там сотни палестинцев (точное число жертв до сих пор не установлено, оценки колеблются от 1500 до 2750), очевидно, по замыслу режиссёра, не призван подталкивать зрителя ни к каким выводам и обобщениям, кроме бесспорного, что война – это плохо. Напомним, между тем, что в июне 1982 года Израиль начал крупную военную акцию против ООП в Ливане, многократно обстрелявших территорию Израиля -- «Мир Галиллее», во главе израильского правительства находился тогда Менахем Бегин, а пост министра обороны Израиля занимал Ариэль Шарон, на которого затем и посыпались многочисленные обвинения в попустительстве по отношению к преступным действиям фалангистов на территории лагерей беженцев. Правдиво показывая реальные события, авторы фильма, несомненно, проясняют и тем самым оправдывают и израильских солдат, не причастных к преступлениям ливанских фалангистов, и руководство Израиля в целом. Сделано это искренне и проникновенно. Может юыть, даже слишком личностно, порождая у иностранных зрителей немало вопросов: например, почему в фильме не пояснены - хотя бы вскользь - причины появления израильской армии на территории соседнего государства.  

Вопреки ожиданиям, режиссер картины «Вальс с Баширом», однако, не ставит  задачи назвать виновных и сделать фильм политическим. В центре картины – проблема изменения психики людей, ставших участниками военных действий. «Моя задача, -- поясняет режиссёр – понять, что происходит с нами». Картина снята на основе материалов интервью с девятью военнослужащими и психологами. Отснятые на видеокамеру документальные сюжеты «переложены» в анимацию, что, безусловно, усиливает образность и эмоциональное воздействие картины. «Вальс с Баширом» -- не историческая военная драма, а более, очевидно, режиссёрская попытка разобраться со своими собственными психологическими проблемами. Блуждания в лабиринтах памяти героя, снах и иллюзиях – «драма чисто человеческая», как и утверждает арт-директор картины и художник-аниматор, специальный гость фестиваля в Москве Давид Полонски.
        
Понятный всем – независимо от национальности и места жительства – постулат о неотратимости наказания за содеянное зло – в основе картины «Долг» (режиссёр Асаф Беренштейн). Герои фильма, как и в «Вальсе с Баширом»,  тесно связаны с событиями другой войны – Второй мировой. Трое агентов службы Моссад в 60-е годы успешно провели спецоперацию по захвату нацистского преступника. Однако тогда ему удалось ускользнуть от правосудия. Случайно обнаружив его через 35 лет, скрывающегося в  Доме для престарелых в украинской провинции, они принимают решение всё-таки совершить возмездие. Однако задача эта оказывается для них – ветеранов спецслужб -- не из лёгких. Циничный сарказм нацистского "хирурга из Биркенау" - «вы – евреи, умеете умирать, но не умеете убивать» - не далёк от истины. Рахель – одна из троих агентов – чувствует, что лишена выбора и решается идти до конца.  
            
Нынешний московский фестиваль израильского кино  – это семь картин. Все – драмы. Сюжеты разные, подходы к реализации замыслов – авторские, порой спорные, противоречивые, но в каждом из них есть потребность говорить о чувствах, ощущениях человека, ищущего мира с самим собой и другими. Впечатляет умение передать витальность национального характера, в котором каждый найдёт что-то своё. В точности так, как написал поэт Михаил Этельзон: «Во мне слились, перемешались народы, веры и скрижали, слова пророков и святых. Исходы, бегства, караваны, местечки, города и страны – тысячелетия в пути. В моей крови давно без меры семиты, римляне, шумеры, арийцы, ляхи, казаки».  

Добавим также, что выбор фильмов для показа в Москве весьма символичен: разнообразные по жанру картины отражают историю становления государства Израиль, его защиту в наши дни, а также повседневную жизнь людей там сегодня. Не удивительно, что зал кинотеатра "35 мм" не пустует в часы показа израильского кино.  
Инна ШУМИЛИНА, MidEast.RU
Loading...